воскресенье, 19 апреля 2020 г.

Безопасное поведение дома и во дворе.

Тема: «Безопасное поведение дома и во дворе».
Цели:- повторить с учащимися основные правила безопасного поведения в быту и во дворе;
- формировать умения видеть опасность в повседневной жизни и умение её предупредить;
- дать представление о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности;
- развивать логическое мышление, наблюдательность;
- воспитывать ответственное поведение в быту, осторожность, умение отвечать за свои поступки.
Наглядность и оборудование: изображение домика и картинок с опасными ситуациями, карточки-лучики для сборки солнышка с правилами безопасности, книга со стихами С.Я.Маршака («Кошкин дом»), карточки с картинками «Четвертый лишний».
Ход занятия:
I. Вводная часть
1.Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада вас снова увидеть.
Начинается урок,
Он пойдёт всем детям впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
2. Вступительная беседа.
– Дети, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном – о безопасном поведении дома.
- А кто из вас знает, что такое безопасность? Ответьте своими словами.
- Давайте я прочитаю более точное определение слова «безопасность».
«Безопасность - это когда нет угрозы здоровью и жизни, есть защита от опасности».
-Где и что может угрожать нашему здоровью и жизни? (На дороге, на реке, дворе, в лесу)
- Правильно. А где мы с вами находимся больше всего времени? (в школе, дома).
- Да, то есть в том месте, где живём. А значит и опасности нас там поджидают каждый день особенно в отсутствие взрослых. Поэтому название нашего занятия: «Правила безопасного поведения дома и во дворе».
- А чтобы защититься от опасности мы должны знать правила безопасного поведения. Поэтому рядом с домиком мы попробуем собрать солнышко с правилами поведения, которые нам помогут и сделают нашу жизнь более светлой и радостной.
II. Основная часть  Работа по теме занятия.
1) - Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения «Кошкин дом». Вы отгадайте, почему произошло несчастье с главной героиней?

Хозяйка и Василий
Усатый старый кот,
Не скоро проводили
Соседей до ворот.
Словечко за словечком-
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожёг ковёр.
Ещё одно мгновенье-
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл. (С.Я.Маршак)

- Ребята, какая беда случилась в кошкином доме? (Он загорелся, начался пожар).
- Почему у кошки загорелся дом? (Потому - что печь оставили без присмотра).
- Что ещё нельзя оставлять дома без присмотра? (свечи, утюг, плиту).
- Правильно. А теперь послушайте стихотворение и подумайте, какие еще предметы опасны и могут вызвать пожар в доме?

Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не, шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.

- С чем нельзя шутить в доме или помещении? (Со спичками, зажигалками).
- Какое же первое правило мы прикрепим к солнышку? (Не играйте с огнём).
А теперь, ребята, давайте маленько отдохнем и поиграем в пожарников.
Физминутка «Пожарники»

1-2-3-4
3-4-1-2
Кто шагает дружно в ряд,
Мы пожарников отряд.
От жары горит лицо,
Мы огонь возьмём в кольцо.
Едкий дым колюч и горек. 
Тут поможет лишь топорик.
Пламя в щели так и бьёт. 
Прорублю я в стенке ход. 
Багром дотянусь до горящих досок
Лопатою пламя зарою в песок.

(Вместе с детьми выполняем все движения по тексту). 
2) - А сейчас назовите предметы, которые изображены на рисунке. (нож, вилка, топор, игла, ножницы, пила). Давайте отгадаем загадки об этих предметах.

а) Два кольца, два конца,
а посередине гвоздик(Ножницы)
б) Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу(Иголка)
в) Доску грызла и кусала, 
На пол крошек набросала, 
Но не съела ни куска, — 
Знать, невкусная доска. (Пила)
г) У меня есть лезвие-
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно,
Мной порезаться можно. (Нож)
д)При виде еды
Не считают ворон,
Бросаются дружно
С обеих сторон:
Один — разрезает,
Другая — цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает
(Вилка, нож).
е) Хоть и ростом невелик, 
А к почтению привык: 
Перед ним дубы, и клены, 
И березы бьют поклоны.
(Топор)

-Как вы думаете, почему я объединила эти предметы в один ряд? Что у них общего? (Острые предметы).
Учитель зачитывает стихотворение:

Окружают нас повсюду
очень острые предметы
А поэтому, ребята,
Вы послушайте советы
Вилки, ножницы, иголки
Топоры, ножи, осколки
Не игрушки, не конфеты
А опасные предметы.

- Вы с этим согласны? (Да)
- Почему это опасные предметы? (потому что ими можно пораниться)
- С какими опасными предметами вы встречаетесь каждый день в школе? (ручка, карандаши)
- Как вы должны с ними обращаться? (аккуратно, осторожно)
- Правильно, теперь мы можем прикрепить к солнышку лучик со вторым правилом: «Будьте аккуратны с острыми предметами».
3) -Ребята, посмотрите, что горит над нами вверху? (Лампочка)
- Без чего не будет гореть лампа? (без электричества, без тока).
- Где оно есть? (в проводах, розетках, электроприборах).
- А можем ли мы видеть ток? (Нет) Электричество не видимое.
Давайте послушаем стихотворение про электричество:

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

Электричество нам необходимо в повседневной жизни, На электричестве работают электроприборы: холодильник, телевизор, компьютер, стиральная машина, электрическая печь, фен, утюг, транспорт которому необходима электроэнергия: трамваи, электрички, метро.
Но электричество может быть и очень опасным.

Навсегда запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в нее совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой.

Как мы должны обращаться с предметами, где есть электричество?
- не прикасаться к оголенному проводу;
- не использовать неисправные электроприборы;
- не трогать включенный электроприбор мокрыми руками;
- не засовывать никакие предметы в розетку.
Давайте выведем третье правило безопасности: (Будьте осторожны с розеткой и электроприборами).
4) - А какие же еще опасности могут поджидать нас дома? В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди.
- Вы помните сказку «Волк и семеро козлят»? (Да)
- Волк в этой сказке был добрым или злым? Что он хотел сделать с козлятами? (Съесть их).
- Правильно ли сделали козлята, что не послушали маму и открыли волку дверь? (Нет).
-Ребята, нужно не только знать правила безопасности, но и вести себя в соответствии с ними. (Учитель читает стихотворение):

Если в дверь звонит звонок – 
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришел к тебе, узнай,
Сразу дверь не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать – 
Дверь не вздумай открывать.
Если в дверь начнут ломиться – 
То звони скорей в милицию!

-Какое правило мы можем прикрепить к солнышку? (Нельзя открывать дверь незнакомым людям)
5) - Посмотрите на следующую картинку. Что делают ребята? (Дети тайком взяли таблетки). Ребята, но ведь лекарствами мы лечимся. Что же может быть от них опасного? Давайте послушаем стихотворение.

-Пилюли и таблетки
Нельзя тайком глотать!
Об этом наши детки
Обязаны вы знать.
Вот если заболеете-
Врача вам позовут,
И взрослые таблетку
Вам сами принесут.
Но если не больны вы,
Таблетки есть нельзя:
Глотать их без причины
Опасно вам. друзья.

Какое же следующее правило мы прикрепим к солнышку? (Нельзя без взрослых брать лекарства).
Физминутка.

Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, 
Три – нагнулся. 
Руки в сторону развел, 
Ключик, видно, не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. 

(Вместе с детьми выполняем все движения по тексту). 
6) - Мы уже много узнали с вами об опасностях и о том, как их не допустить, если вы дома одни. А теперь я хочу, чтобы вы сами попытались подобрать оставшиеся правила безопасности к тем картинкам, которые остались на доске. (Дети подбирают правила с помощью учителя)
(Не разговаривайте с незнакомыми людьми по телефону. Нельзя просовывать голову в окно. Не засовывайте в уши и нос мелкие предметы. Осторожно закрывайте двери. Будьте осторожны с газом. Не катайтесь по перилам. Не играйте на балконе.).
-Назовите правила поведения на улице, начинающиеся с НЕ

-А вот ещё несколько правил.
• НЕ задерживайся на улице по дороге из школы. 
• НЕ играй на улице, когда темно. 
• НЕ впускай незнакомца в дом. 
• НЕ ходи никуда с незнакомым человеком. 
• НЕ садись в машину с незнакомцем. 
• НЕ знакомься на улице. 

-А если вдруг случится неприятная ситуация, нужно не теряться и суметь быстро найти выход. Запомните некоторые правила.

-Не будьте слишком самоуверенны, не ведите себя вызывающе.
-Старайтесь подавить противника психологически. 
-Говорите с ним смело, не теряйтесь, не дайте запугать себя.
-Можно оказать психологическое давление. Пусть поверит преступник, что вы ждёте папу или взрослого родственника, ищете собаку. Надо показать, что вы не боитесь, и сказать громким голосом: «Рекс! Барс! Ко мне!» Или подбежать к любому дому (так, как будто это ваш дом) и крикнуть под окнами: «Папа!» 
-Как получить помощь со стороны? 
-В первую очередь необходимо привлечь к себе внимание. 
-Что лучше всего кричать, чтобы на тебя обратили внимание? (Пожар!) 
-Что можно сделать, пробегая мимо автомобиля? (Ударить по нему, чтобы заработала сигнализация.) 
-Вы пробегаете мимо группы людей, ваши действия? (Лучше врезаться в эту группу.) 
-А если вы пробегаете мимо витрины? (Ударить по стеклу, чтобы заработала сигнализация.) 
-Как можно еще привлечь к себе внимание? 
Задание 
-Расшифруйте текст-предупреждение: 
берег + 'высь(ы=и) + нет' + знак + 'комета'" + "'улица(Берегись незнакомца.)
Задание 
-Послушайте четверостишье: 


Мама Глеба на работе. 
Вдруг к нему подходит тетя: 
«На, конфетку, дорогой, 
В зоопарк пойдём с тобой!»

-Оцените эту ситуацию. Как бы вы поступили? Послушайте продолжение.


Мальчик с тётей не пошёл: 
Это очень хорошо! 
У чужих людей не надо 
Брать конфет и шоколада! 
В зоопарк, в кино, в поход 
Нас учитель поведёт. 
Забывать никак нельзя, 
Кто- враги, а кто- друзья. 

Задание 
-Игра «Закончи стихотворение». 


Каждый грамотный ребёнок 
Должен твёрдо знать с пелёнок: 
Если вас зовут купаться, 
В телевизоре сниматься, 
Обещают дать конфет, 
Отвечайте твёрдо... («HET!») 
Вам предложат обезьянку, 
Или даже денег банку, 
Или даже в цирк билет
Отвечайте твёрдо... («НЕТ!») 
Позовут лететь к Луне, 
Покататься на слоне... 
Есть на всё простой ответ, 
Ты ответить должен... («HET!») 


-Давайте поговорим о том, как поступать, если вас пытаются куда-то заманить. 
-На улице к вам подходит незнакомый человек (мужчина, женщина, сверстник) и предлагает вместе посмотреть интересный фильм, покататься на машине, зайти в кафе, что-то дёшево купить, посмотреть котят. 
-Запомните! Никогда нормальный и порядочный незнакомый взрослый человек не будет вас звать без родителей: ни в спортивную секцию, ни в балетную школу, ни в музей, ни в зоопарк, ни к себе на работу поиграть на компьютере! 
-Конечно, самое надёжное- вообще не вступать в разговоры с незнакомцем, лучше отойти в сторону. Очень часто детей пытаются поймать на хитрый крючок: «Ага, так ты боишься, испугался, да?» Вы должны раз и навсегда запомнить, что смелость и глупость- вещи разные. 
-Никогда не разрешайте незнакомому человеку прикасаться к вам. Умейте сказать «нет» любому, кто вызывает у вас подозрение, причиняет вам боль или вред. Прервать нежелательные действия постороннего можно, убежав от него или громко позвать людей на помощь. 
Задание 
-Вы увидели на улице пакет, или красивую игрушку, или сотовый телефон, как вы поступите? 


Во дворе гулял Антон, 
Чемодан увидел он. 
Но сказала Катя строго: 
«Чемодан, Антон, не трогай, 
Открывать его опасно! 
Это даже кошке ясно: 
Можешь ты, его открыв, 
Вызвать страшной силы взрыв!» 

Задание 
- Послушайте пословицы и объясните их смысл.
«Беда идёт навстречу тому, кто её ищет» 
«Не всякая находка - клад» 
«Не всякий встречный- друг сердечный»
«Берегись бед, пока их нет»
- Помните о всех правилах поведения, которые мы сегодня вспомнили.
III. Заключительная часть - Ребята, сегодня мы с вами попытались вспомнить все опасные ситуации, которые могут возникнуть и разобрали как себя при них вести. Но иногда, к сожалению, бывают моменты, что несчастье уже случилось с нами, или мы стали свидетелем чужой беды, поэтому вы должны знать куда в таких случаях обращаться. Давайте вспомним самые важные службы спасения и их номера телефона (на доску вывешиваются иллюстрации служб спасения с номерами: 101 - пожарная часть, 102 – милиция, 103 - скорая помощь).
А сейчас мы поиграем с вами в игру «Набери правильно номер». Ребята, встаньте из-за парт, я буду называть опасную ситуацию, а вы должны присесть столько раз, какую цифру вы наберете, чтобы вызвать службу спасения. (Ситуации: 1) В доме загорелся утюг. 2) Вам постоянно звонит по телефону незнакомый человек. 3) У вас разболелся живот. 4) К вам в дом пытаются проникнуть грабители)
Молодцы ребята! Вам понравилось занятие? (Да).
- Как мы должны себя вести в школе, дома? (Осторожно)
- Что значит - осторожно? (Соблюдать правила безопасного поведения)
- Какие правила осторожности или безопасности запомнили? (Дети совместно с учителем перечисляют правила безопасности)
- По каким телефонам можем вызвать службы спасения? (101 - пожарная часть, 102 – милиция, 103 - скорая помощь). Молодцы!
Наше занятие подошло к концу. Я хочу, чтобы вы не забывали правила безопасного поведения дома и чтобы солнышко, которое мы сегодня с вами собрали всегда охраняло вас и ваш дом от опасностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий