воскресенье, 19 апреля 2020 г.

Михаил Пляцковский «Какие бывают слова», Борис Заходер «Песенки Винни-Пуха»

Литературное чтение
Тема: Михаил Пляцковский «Какие бывают слова», Борис Заходер «Песенки Винни-Пуха»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели: совершенствовать умение читать вслух, молча, по цепочке; формировать представления о различных эмоциональных состояниях человека; совершенствовать умение эмоционально реагировать на прочитанное; содействовать развитию речи, внимания и наблюдательности, формированию умений коллективной /деятельности.
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
Посмотрите, посмотрите — чудеса:
За окошком начинается весна!
На дворе прелестная погода,
И учиться нам осталось
Меньше, чем полгода.
Чтобы год окончить на «отлично»,
Нужно вместе поработать нам прилично.
II. Проверка домашнего задания
III. Вступительное слово учителя
— Наверное, нет такого человека, который не любил бы смеяться. Недаром в народе говорят, что доступный юмор нужен, как пища, как сон. Он сопутствует хорошему настроению, придает силу и даже улучшает здоровье.
В одном журнале был описан такой случай. Тяжелобольного человека выписывали из клиники умирать. Проходя мимо его палаты, врачи сказали (не придав этому значения), что больному поможет только смех. Больной услышал это и принял реплику врачей всерьез. Он поселился в отеле (дело было в Америке), накупил юмористических книг и кассет. Целый день читал, смотрел фильмы и от души смеялся. Через месяц показался врачам, они опешили, увидев пациента. Вот так с помощью смеха была побеждена болезнь.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по новой стране вместе с веселым, находчивым и умным Добродеем. (Учитель показывает илюстрацию с изображением Добродея.)
— В какую страну мы сегодня отправляемся?
— Почему она так называется?
— Живут ли здесь грустные люди? Почему?
IV. Работа по таблице «Цветопись настроения»
(На таблице вертикально расположены полоски бумаги. Каждый цвет соответствует определенному эмоциональному состоянию человека.)
— Разные причины способны влиять на настроение человека. Так, неприятное известие, усталость, плохое самочувствие, потеря чего-нибудь, ссора с другом, неудача вызывают плохое настроение. Каким цветом его можно изобразить?
• Синий — грусть, неуверенность.
• Фиолетовый — тревога, напряженность.
• Темно-коричневый — подавленность.
— Похвала, подарок, удача, приятная новость, добрая улыбка и многое другое способны вызвать радость, хорошее настроение. Какой у него цвет?
• Красный — восторг, радость.
• Оранжевый — приятное возбуждение.
• Желтый — светлое настроение, легкость.
— Вы убедились, что различное эмоциональное состояние человека можно отразить с помощью гаммы цветов. Ученые считают, что даже природа и природные явления оказывают влияние на настроение человека.
V. Работа с текстом сказки «Город цветов»
1. Чтение сказки учителем.
Город цветов
В далекие давние времена в одном царстве-государстве был построен город. И было в городе все так, как в обычном городе, но и не совсем так: это был серый город, серые дома и улицы, люди носили одинаковую серую одежду; в городе не было цветов, а люди никогда не улыбались друг другу. Дети в этом городе никогда не плакали и не смеялись.
Но однажды в центре города появилась девушка с корзиной ярких цветов.
— Купите цветы! — говорила она людям.
Но те недоуменно пожимали плечами и спрашивали:
— А зачем? Разве из них можно сварить суп или приготовить жаркое? Они бесполезны. — И проходили мимо.
У девушки из глаз стали капать слезы, она была огорчена тем, что люди этого города не видят красоту. Но вдруг кто-то подошел к ней и сказал:
— Не плачь, разве красоту можно продавать? Подари мне цветок!
И девушка, обрадовавшись, протянула юноше, который подошел к ней, самый красивый цветок — розу. И вместе они пошли по серому городу, оставляя на каждом открытом окне по цветку. А утром, когда жители проснулись и увидели на своих подоконниках цветы, они вдруг стали добрее, а потом заулыбались. Город ожил. Вечером все площади были заполнены веселыми и улыбающимися друг другу людьми, слышались смех детей и музыка.
Вот так красота победила серость и уныние, а город с тех пор стали называть Городом цветов.
В. М. Дриленок
2. Обсуждение.
—Почему изменились жители города?
—Можно ли дать городу другое название, например, Город улыбки и смеха?
—Что такое смех? Помогает ли смех в жизни?
VI. Релаксация
— Давайте повернемся друг к другу лицом, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и скажем добрые слова: ты добрый, ты красивый, ты умный, ты внимательный и т. д.
VII. Работа с текстом стихотворения М. Пляцковского «Какие бывают слова»
1. Чтение стихотворения учителем (с. 77).
2. Лексическая работа.
• Машинка — механический прибор для печатания текста.
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
4. Анализ произведения.
— Что перепутал поэт? Зачем он это сделал?
5. Чтение произведения учащимися.
а) чтение молча (про себя):
— Прочитайте стихотворение и поставьте слова на свои места. Очень важно, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Перемена одного слова меняет смысл произведения.
б) чтение «цепочкой»;
в) выразительное чтение.
— Определите, где нужно поставить паузы, как прочитать предложения с восклицательным и вопросительным знаком.
VIII. Слово учителя
— Когда вам станет грустно, откройте книгу Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», которую перевел Борис Заходер (показывает книгу). Вместе с главным героем Критофером Робином вы будете оживлять игрушки и попадать в забавные истории.
Особенно вам понравится Винни-Пух — воплощение хорошего настроения. И хотя голова его набита опилками, из-за чего ему приходится подолгу думать, он невероятно изобретателен. То он изображает тучку на синем небе, пытаясь обмануть пчел и полакомиться медом, то решает вырыть очень глубокую яму, чтобы поймать Слонопотама.
Немножко обжора, немножко поэт, Винни-Пух всегда жизнерадостен и на каждый случай он сочиняет песенку, которую громко распевает. Неунывающий Пух всегда готов прийти на помощь друзьям и одарить их своим хорошим настроением. Наверно, за это Кристофер Робин любит «глупенького мишку» больше всех остальных игрушек.
IX. Работа с текстом стихотворений Б. Заходера «Песенки Винни-Пуха» Чтение песенок учителем.
1. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызвали у вас эти стихи? Почему?
3. Анализ произведения, выборочное чтение.
— Кто такой Винни-Пух?
— Нравится ли он вам? Почему?
— Что находится в голове медвежонка?
— Чем любит заниматься Винни?
— Кто является другом медвежонка?
— Вспомните из мультфильма, куда и зачем шли Винни-Пух с Пятачком, когда пелась вторая песенка?
— Что произошло с друзьями? Расскажите.
— Какие еще веселые истории про Винни-Пуха вы знаете?
4. Чтение произведений учащимися:
а) самостоятельное чтение (учащиеся учатся читать стихотворение выразительно: определяют, где нужно поставить паузы, как прочитать предложения с восклицательным и вопросительным знаком);
б) выразительное чтение:
— Прочитайте стихотворение, передавая настроение медвежонка.
5. Творческая работа.
— Прочитайте начало сказки о Винни-Пухе. Придумайте продолжение.
X. Подведение итогов урока
— С произведениями какого писателя мы познакомились на уроке?
— Чем вам нравятся произведения Б. Заходера?
— Каждая книга поэта может рассказать много нового и самому маленькому слушателю, и самому пожилому из его читателей.
Когда у Бориса Заходера спросили, какую награду он получил за многолетний труд, он улыбнулся и прочитал письмо читателя. То, которое много лет назад написала ему маленькая девочка: «Я очень люблю Ваши стихи, потому что всегда улыбаюсь, когда их читаю. Пишите побольше стихов — тогда дети будут всегда веселыми!»
Читайте произведения Б. Заходера и наслаждайтесь неповторимостью его произведений!
XI. Рефлексия
—С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Посмотрите на «Цветопись настроения», какой цвет соответствует вашему настроению?
— Старайтесь почаще смеяться и улыбаться. От этого наша жизнь станет лучше, интереснее.
XII. Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения М. Пляцковского «Какие бывают слова»

Комментариев нет:

Отправить комментарий