воскресенье, 19 апреля 2020 г.

ТЕМА: СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ «ГДЕ ОЧКИ?». САМУИЛ МАРШАК «ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ»

ТЕМА: СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ «ГДЕ ОЧКИ?». САМУИЛ МАРШАК «ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ»
Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно и осознанно; совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса, о цепочке; формировать представления о творчестве С. Михалкова; развивать умение читать выразительно; совершенствовать умение находить в тексте рифмующиеся слова и выражения; создавать условия для активной познавательной деятельности; содействовать развитию речи, внимания, наблюдательности, формированию уважительного отношения к пожилым людям.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
1. Дыхательная разминка.
Упражнение «Цветочный магазин»
Упражнение «Крепкая опора»
2. Артикуляционная разминка.
— Произнесите правильно звук [ф| в словах: фарфор, футбол, форточка, фартук, туфли, фуражка, флакон, фильм, форма, флаг.
Упражнение «Назойливый комар»
— Вытяните руки перед грудью ладонями друг к другу. Быстро вдохните через нос, разводя руки в стороны. Медленно выдыхайте со звуком «З-з-з-з», одновременно медленно, чтобы «не спугнуть комара», сводите руки до соприкосновения ладоней.
3. Речевая разминка.
— Прочитайте скороговорку, отчетливо произнося каждый звук
«Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.»
— Прочитайте слова: лакал, комок, заказ, казак, летел, тащат. Прочитайте эти слова еще раз, но справа налево. Что в них удивительного? (Это слова-перевертыши. Они одинаково читаются слева-направо и справа-налево.)
IV. Подготовка к восприятию произведения
— Ребята, вы много раз слышали слова «внимание», «внимательный». Где вы слышали эти слова? В каких случаях?
— Я часто прошу вас: «Будьте внимательными!». Почему я это говорю?
— Как вы думаете, какого человека можно назвать внимательным?
— Быть внимательным — это слушать кого-то, смотреть на него, не разговаривать с другими и не отвлекаться. Это так сосредоточиться на предмете или каком-нибудь деле, чтобы посторонний шум тебя не отвлекал.
— Назовите слова, противоположные по значению слову «внимательный». (Невнимательный, рассеянный.)
— Что может произойти с невнимательным человеком?
— С невнимательным человеком могут произойти как смешные, так и грустные истории. Если ученик невнимательно слушает учителя, значит он не поймет новую тему и не выполнит задание. Невнимательный пешеход может попасть под машину. Если невнимательно играть с мячом, то можно нечаянно ударить другого
человека или разбить окно. Если не обращать внимания на других, то можно и не заметить, что им грустно или у них что-то болит.
Невнимательный, вечно думающий о чем-то отвлеченном, витающий в облаках человек, вызывает улыбку и смех. От своей несобранности он часто попадает в глупые и комические ситуации.
С невнимательным человеком мы сегодня познакомимся на уроке. Эту историю для вас написал замечательный детский поэт Самуил Яковлевич Маршак. Вспомните произведения, с которыми вы уже знакомы. («Про мимозу», «Фома», «Дядя Степа», «Лапуся» и т. д.)
— За долгую литературную жизнь поэт выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых: стихи, басни, пьесы для театра и кино. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)
— Как же получаются стихи для детей, такие радостные, смешные? Оказывается, поэт помнит собственное детство, внимательно наблюдает за жизнью современных ребят.
Но одной наблюдательности мало. Требуется талант — особая, редкая способность чувствовать, находить нужные, самые точные слова, соединять их в звучные, почти музыкальные строчки. Впрочем, и этого мало. Смех в детских стихотворениях С. Михалкова чаще всего добрый. Это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Давайте в этом убедимся.
V. Работа с текстом стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»
1. Лексическая работа.
• Гамаши — теплые чулки, закрывающие ногу от верхней части ступни до щиколотки или до колена.
• Вожатый — вагоновожатый — водитель трамвайного вагона.
• Перрон — пассажирская платформа на вокзале.
• Спозаранок — с раннего утра.
• Полустанок — небольшая железнодорожная станция.
• Платформа — площадка на железнодорожной станции для посадки, погрузки.
2. Чтение стихотворения учителем (с. 89).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
— Когда вы улыбались?
4. Анализ произведения.
— Как одевался герой стихотворения?
— Как он ехал на вокзал?
— Почему герой стихотворения никуда не уехал?
— Жалко ли вам было этого человека?
5. Чтение стихотворения учащимися:
а) выборочное чтение:
— Найдите строчки, в которых описывается, как одевался рассеянный человек.
— Как себя вел рассеянный на вокзале? Прочитайте.
— Найдите в тексте, как рассеянный ехал в поезде?
— Найдите слова, которые рифмуются.
б) учитель читает стихотворение вслух, дети про себя; учитель останавливается, учащиеся показывают слово, где остановился учитель;
в) чтение «Ловушка» (хорошо читающий ученик читает текст, заменяя некоторые слова, остальные учащиеся называют замену).
6. Словесное рисование.
— Воссоздайте портрет главного героя.
— Какие смешные рисунки можно сделать к этому стихотворению.
VI. Работа с текстом стихотворения С. Михалкова «Где очки?
1. Чтение стихотворения учителем .
2. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
— Когда вы улыбались?
3. Анализ произведения, выборочное чтение.
— Что потеряла тетя Валя?
— Где старушка искала очки?
— Жалко ли вам было тетю Валю? Почему?
— Попадали ли в подобную ситуацию ваши бабушки и де душки? Как вы им помогли?
— Чем похож рассеянный человек на старушку из стихотворения С. Михалкова «Где очки?»
— Найдите слова, которые рифмуются.
4. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по одной строке;
б) выборочное чтение:
— Какие слова использует поэт, чтобы показать, как старушка искала очки?
— Как старушка обнаружила очки?
в) чтение вполголоса;
г) выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.)
VII. Работа в группах Задание для 1 группы
— Найдите «спрятавшиеся» слова.
АВРОМГАЗЕТАСМИТРДОМЫЦУК ЕНГТРАМВАЙЮБЬТИВОДАЯЧСМ
Задание для 2 группы
— Разделите «склеенные» между собой предложения. БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕтаТСОЛНЩДЕТИРАДУЮТ СЯТЁПЛЫМЛУЧАМ.
Ответ: Была зима. Зимой холодно. Мороз щиплет щёки. Погода хорошая. Светит солнце. Дети радуются тёплым лучам.
С. Маршак хотел, чтобы все ребята жили в ладу с добрыми делами. Давайте хором прочитаем отрывок из его стихотворении «Пожелания друзьям» (записано на доске):
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
X. Домашнее задание
Прочитать стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий