воскресенье, 19 апреля 2020 г.

ТЕМА. НИКОЛАЙ НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»

ТЕМА. НИКОЛАЙ НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»
Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух и молча; формировать представления о творчестве Н. Носова; развивать умение читать выразительно; формировать умение находить в тексте опорные слова для подготовки пересказа; совершенствовать умение краткого коллективной пересказа текста с помощью опорных слов; способствовать развитию речи, внимания, памяти; создавать условия для активной познавательной деятельности; формировать навыки бережного отношения к животным.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка
1. Дыхательная разминка.
Упражнение «Пушинки на ладошках»
2. Артикуляционная разминка. Упражнение «Насос»
— Это забавное упражнение можно выполнять вдвоем. Один из участников игры «мяч», другой — «насос».
Насос качает мяч: «С-с-с».
Мяч медленно и плавно сдувается: «Пш-ш-ш».
А теперь можно поменяться ролями.
3. Речевая разминка.
— Прочитайте слова. Поменяйте части слов местами так, чтобы получились новые слова. Назовите их:
кира — (раки)
банка — (кабан)
мышка — (камыш)
сосна — (насос)
IV. Вступительное слово учителя
— Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительной Стране улыбок и смеха. В этой стране живет замечательный писатель Николай Николаевич Носов. Если вы пойдете в библиотеку и попытаетесь найти хотя бы один несмешной рассказ Носова, то у вас ничего не получится. Грустных историй у этого писателя просто нет! В его книгах живут неутомимые фантазеры, выдумщики, веселые, добрые, неунывающие герои.
Все произведения Н. Носова выходили в книгах с красочным оформлением. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)
— Какие произведения Н. Носова вы знаете? Чем интересны эти произведения? Тот, кто подружится с книгами Н. Носова и его героями, не может не стать добрым, чутким, отзывчивым, жизнерадостным человеком. Писатель научит понимать юмор и веселую шутку, поможет улыбнуться даже тогда, когда не все ладится.
V. Работа с текстом рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
1. Комбинированное чтение «учитель — ученик» (с.).
2. Лексическая работа.
• Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками (для белья, различных мелких домашних вещей.)
• Плюхнулся —грузно, тяжело сел, упал.
• Жмурился — сжимал веки, щурил глаза.
• Клюшка — кривая, с загнутым концом, палка для игры в хоккей, гольф.
• Тресну — ударю.
• Бродяга — бездомный, скитающийся человек без определенных занятий.
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Веселый это рассказ или страшный?
— Когда вы улыбались?
4. Анализ произведения.
— Почему испугались ребята?
— Что решили сделать ребята, чтобы спугнуть шляпу?
— Кто оказался под шляпой?
— Как обрадовались ребята, когда узнали, что под шляпой котенок?
— Каких героев вам напоминают Вовка и Вадик? (Шуру и Петю из «Страшного рассказа» Е. Чарушина.)
— Происходили ли какие-нибудь веселые истории с вашими домашними питомцами?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по одному слову;
б) выборочное чтение;
в) чтение молча (про себя). (Учащиеся читают текст, выбирают главные опорные слова, необходимые для подготовки краткого пересказа.)
6. Краткий пересказ текста.
7. Выразительное чтение.
Физкультминутка
VI. Работа в группах
— Свое самое известное произведение — трилогию о Незнайке («Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне») Николай Николаевич написал, вспоминай собственное детство.
Примечание. Предлагая данные задания, учитель должен быть уверен, что детям хорошо знакомо произведение и его горой
Задание для 1 группы
— Допишите названия произведений Н. Носова: «Мишкина ...», «Огу...», «Теле...», «Огород...», «Мет...:», «На гор...», «Фантаз...».
(Ответы: «Мишкина каша», «Огурцы; «Метро», «На горке», «Фантазеры»).
VII. Проверка выполненных заданий
VIII. Подведение итогов урока
Почти 40 лет отдал Николай Николаевич Носов благороднейшему делу воспитания дорогих наших мальчишек и девчонок. Недаром орден Трудового Красного знамени и другие высокие правительственные награды за труд сияли на его груди рядом с боевым орденом Красной Звезды. Эти произведения — о добре, которое должно повсюду торжествовать и о зле, которое везде должно быть побеждено... Во имя торжества и во имя этой победы жил на земле Николай Николаевич Носов. Но писатель — это прежде всего его творчество, умные, мастерски написанные книги Носова продолжают жить, значит, и жизнь писателя-волшебника продолжается! А тот из вас, кто подружится с книгами этого волшебника, станет Человеком с большой буквы — отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Родину.
IX. Домашнее задание
Подготовить подробный пересказ рассказа «Живая шляпа».

Комментариев нет:

Отправить комментарий