Тема: Лягушки и жабы.
Цель урока: формировать представление о лягушках и жабах; рассказать о роли земноводных в природе; учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: DVD-диск с мультфильмом «Клава» из мультсериала «Лунтик и его друзья», аудиозапись голосов лягушек, карточки с кроссвордами, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний.
Класс делится на 4 команды. Каждая получает кроссворд. Победит команда, которая правильнее и быстрее справится с заданием (см. приложение 1).
– Прочитайте ключевые слова, которые получились в кроссвордах. (Берегите, она – наше, природу, богатство) Составьте из них предложение.
Листочки с кроссвордами крепятся к доске магнитами в нужном порядке.
III. Мотивация и постановка темы урока.
(Слайд 2)
– Ребята, нам пришло сообщение.
Учитель читает сообщение. Далее дети смотрят мультфильм «Клава». Если в видеотеке класса мультфильма нет, можно пересказать его сюжет.
«Лунтик со своими друзьями кузнечиком Кузей, божьей коровкой Милой и пчелой Пчеленком играли в игру «Съедобное-несъедобное».
– Нектар.
– Съедобное.
– Бублики.
– Съедобное.
– Пирожки…
– Съедобное.
– … Милы!
– Ой! Несъедобное!
– Очень смешно! – возмутилась Мила. И тут вдруг на берег пруда выскочила лягушка, схватила мяч и ускакала обратно к кустам.
– Ой! Давайте попробуем вернуть мячик! – сказал Лунтик.
– Ты что! Она тебя даже слушать не будет! – ответил Кузя.
Подумали друзья, что делать, да и решили пойти играть на другую поляну, подальше от пруда. Все, кроме Лунтика, который немного постоял и направился в противоположную сторону. Перепрыгивая с одного следа лягушки на другой, он вдруг ее увидел и сказал:
– Извините! Я хотел бы забрать свой мячик!
Лягушка немного подумала, посмотрела на него большими круглыми глазами и вернула мячик. Лунтик, обрадовавшись, предложил пойти поиграть лягушке вместе с его друзьями.
– Только мы с вами незнакомы. Меня зовут Лунтик. А вас как?
– Кла-ва. Клаава!
И тут недалеко от них послышались голоса Кузи, Милы и Пчелёнка:
– И куда он мог направиться?
– Неужели пошел искать эту жабу?
– Ты что, эту страшную, ужасную жабу?..
Клава тоже все это слышала, посмотрела на Лунтика да и ускакала прочь. А Лунтик выбежал к своим друзьям и рассказал им, как жаба Клава вернула ему мячик.
(Слайд 3)
После просмотра мультфильма (или после пересказа его сюжета) организуется беседа:
– Как звали главных героев?
– Кто же эта загадочная новая подруга Лунтика?
– Как ее называл Кузя? (Лягушкой)
– Как называл ее Лунтик? (Жабой)
– Кто же из них был прав? Можно ли ее называть одновременно лягушкой и жабой? Попробуем разобраться на уроке.
(Слайд 4)
– О чем же мы будем говорить сегодня?
IV. Восприятие и первичное осознание нового материала.
(Слайд 5)
– Где можно встретить лягушек? Как называют животных, обитающих и на суше, и в воде? (Земноводные)
(Слайд 6)
– Назовите других животных, которые живут и на суше, и в воде? (Черепаха, лебедь, бобр и т. д.) Этих животных не называют земноводными, а значит, существует еще один основной признак, по которому можно определить, является ли животное земноводным.
(Слайд 7)
– Чтобы вам было легче определить этот признак, сравним утку с лягушкой. Чем покрыто тело утки? (Перьями) Чем покрыть тело лягушки и жабы? (Кожей) Наличие голой кожи – один из главных отличительных признаков земноводных. У земноводных слабо развиты легкие, поэтому они дышат еще и через кожу. Она покрыта слизью, которая позволяет лучше дышать, защищает от микробов и перегрева, так как жидкость, постоянно испаряясь, охлаждает поверхность тела. В старину люди использовали это свойство. Как? Вы мне объясните сами после того, как послушаете диалог двух женщин:
– Ой, как душно! Солнце так высоко! А в поле работы еще – конца и края нет. Попью молока, да только боюсь, чтоб не скисло оно – уж больно жарко! – говорит первая.
– Давай я тебя угощу. Мое молоко точно сладкое и вкусное, потому что я всегда в него кладу холодушечек!
– О каких холодушечках идет речь? Как использовали лягушек в старину? (Бросали их в кувшин с молоком, и оно долго не скисало)
(Слайд 8)
– Какие отличительные признаки земноводных вы запомнили?
V. Осмысление объективных данных связей и отношений в изучаемом, раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений.
(Слайд 9)
– В чем же сходство и отличие лягушек и жаб? На стр. 87 учебника во втором вопросе дан план, по которому нужно сравнить этих животных.
Дети работают в парах.
(Слайд 10)
– Что же можно сказать о лягушке?
– Какие из этих признаков нужно изменить, чтобы получилось описание жабы?
– Если устроить соревнования по прыжкам, кто победит и почему? (Победит лягушка, поскольку ее лапы длиннее)
Дети читают вслух об озерных лягушках.
– Что интересное узнали?
– Чем питаются лягушки?
– Что помогает лягушке быть ловкой охотницей?
– А знаете ли вы, что самая маленькая лягушка-древолаз водится в Южной Америке, и её вес всего лишь 1 гр., а длина – не более 2 см . Крупнейшая же в мире – африканская лягушка-голиаф. В Камеруне был пойман экземпляр весом 3,5 кг !
(Слайд 11)
Подводятся итоги.
(Слайд 12)
– Составьте цепи питания, одним из звеньев которых будут являться лягушки или жабы.
Работа в парах.
– Прочитайте свои цепи питания.
– Какие животные будут стоять в первом звене? (Насекомые)
– Кто питается лягушками? (Аисты, журавли, цапли, барсуки, змеи, лисицы, ежи)
– Представьте, что лягушки исчезли. Что произойдет в природе? Какой вывод можно сделать?
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
– Какие отличительные особенности земноводных вы запомнили?
– Чем отличаются жабы от лягушек?
(Слайд 13)
– Под какими номерами изображены жабы?
– Чем полезны лягушки и жабы?
– Вспомните начало нашего урока. Так кто же такая Клава? Лягушка или жаба? (Лягушка) Докажите это. (Во-первых, кожа не бугристая, а во-вторых, Клава высоко и быстро прыгает)
VII. Домашнее задание.
Разноуровневое:
· Стр. 90, ответить на вопросы.
· Нарисовать плакат (А 4) «Жабы и лягушки – друзья человека».
Комментариев нет:
Отправить комментарий